Главная Новости

Июль

Опубликовано: 22.10.2023

Июль

«Сгорел дом, и в нем две собаки. Один – черная сука, гад, а другой – волк, полугодовалый пес. Они у меня были в сарае, их заперли, чтобы не убежали, пока я не доделаю забор вокруг дома, всего-то пять метров проволоки надо было протянуть и все будет готово, но вдруг пожар, дом сгорел как картонная коробка за двадцать минут, сарай тоже, и собаки,и всё имущество, которое я нажил за многие годы,а еще документы, деньги и все мои планы на будущее, все это обратилось в серый пепел, ничего не осталось, кроме меня и июля месяца, в середине которого со мной случилось жестокое и подлое дело. Будь проклят ты, отвратительный июль, будь навеки проклят, месяц июль!»

Введение «текста для спектакля» (как назвал его драматург Иван Вырыпаев) описывает исходное состояние, отправную точку, причину и пусковой механизм смятения сознания пенсионера. Далее следует жуткая и захватывающая последовательность его убийств и пребывания в отвратительном «психовом доме», вытекающая в монолог, местами нелогично и до безумия разбитый на диалогический «квазимонолог». Монодрама Вырыпаева провоцирует с первого взгляда, рассказывая историю массового убийцы. Однако автор осознает пределы этой провокации: можем ли мы шокировать в театре персонажем массового убийцы - сумасшедшего старика, когда сегодня в школах убивают детей? И вот автор играет с поэтикой и возможностями жанра.Юл— это еще и смелый формальный эксперимент с жанром монодрамы и использованием оптики и мышления больного человека — сумасшедшего в создании структуры текста. Почти пустое сценическое пространство аутистически строго разделено на сектора, и драматург строго предписывает, в каком пространстве актриса должна произнести тот или иной отрывок текста.

Иван Вырыпаев с самого начала своего творчества тяготел к монологу. Его персонажи, если их в пьесе было больше, всегда скорее не общались друг с другом, они общались где-то между небом и землей или обращали свои слова непосредственно к зрителю, что также объяснялось сильной метафоричностью и символизмом используемый язык. Не впервые и не случайно Вырыпаев приводит в качестве игрового персонажа больного человека, который действует в условиях короткого замыкания, находится психологически на дне и социально на вторых ролях. В игреМечтыэто были молодые наркоманы, живущие в обществе, в игреБытие номер 2женщина с психическим заболеванием, в игреКислород[(14501)] молодой человек, убивший свою жену. Для людей, находящихся на грани, монолог часто является единственным способом выразить себя. И это автоматически становится диалогом с нашей совестью и личной моралью. Хотя сам Вырыпаев избегает морализировать и оценивать что-либо и кого-либо. Будто у него даже на такое нет времени – его текст течет с сумасшедшей скоростью, это неконтролируемый поток речи, мыслей и воспоминаний. Он выводит своих героев из уверенности, позволяет им грешить, позволяет нарушать правила, богохульствовать, причинять боль, страдать и, наконец, умирать. Без комментариев, без слов сожаления, как-то просто и на самом деле по-жестокому нормально. В этом современность его высказываний и привлекательность его пьес, отражающих жестокость не только российской действительности, но и сегодняшнего мира в целом.

После большого европейского успеха модного спектакляКислик(Дивадельна Нитра 2005), драматург Иван Вырыпаев оправдал ожидания российской критики дважды - в театре со постановкойЮл, текст которого считается оригинальным для одного из самых исключительных текстов русской драматургии нового тысячелетия (престижные награды фестивалей «Золотая Маска» и «Новая драма», проходящих за рубежом, например Wienner Festwoen 2008) и в кино. с кинодебютомЭйфория(награда Международного кинофестиваля в Венеции). Итак, имя Ивана Вырыпаева известно не только определенному кругу ценителей театра. Режиссер Виктор Рыжаков доказал свою режиссерскую скромность уже в нескольких постановках в тандеме с Вырыпаевым (Кислород,Бытие №2, Июль). Его «игра на второй скрипке» прекрасно сочетается с поэзией Вырыпаева.Юл— простая и чистая постановка, совершенство которой заключается в первичном театральном сочетании: идеальный текст/идеальная режиссура/идеальная актриса.

Роман Малити

rss