Главная Новости

Остров свободы или рабства

Опубликовано: 05.10.2023

Остров свободы или рабства

Фильм «Остров», получивший высшие российские награды, целых шесть «Золотых орлов», вызвал в этой стране многочисленные споры и противоречивые отношения: от восторженного признания, наконец, «православного фильма» после различных «кодексов и могилы», а затем на оспаривание как фильм, чуждый православной традиции, духовности и богословию.

Первый сюрприз, конечно же, в личности режиссера Павла Лунгина.

Он не тот режиссер, от которого можно было бы ожидать создания фильма на тему греха и покаяния. Удивление было полным, потому что Павел Лунгин – человек, по его убеждению, либерал, чье предыдущее кинопроизводство является признаком умеренного постмодернизма, и, как говорит комментатор Сретенского монастыря в Москве, он также известен в России его раболепное отношение к олигархам.

Грех и покаяние

Центральная тема фильма – грех и покаяние. Человек, убивший во время войны товарища, в юности проводит свою жизнь в покаянии в монастыре на севере России. В фильме, кроме темы покаяния, присутствует еще и желание показать три разных пути к Богу. Монах Анатолий приближается через страдания и муки, настоятель Филаретовского монастыря приближается легко и спокойно, как ребенок, а отец Иов воплощает собой человека строгих правил и канонов.

Все возможные мысли о церковной основе фильма авторы развеяли еще в самом начале. Сценарист "Острова" Дмитрий Соболев сказал про себя: "Я не церковный человек. Я хотел показать проблему покаяния, которая, на мой взгляд, является основополагающей в христианстве, даже в православии". Режиссер Павел Лунгин продолжил это словами: "Я верующий человек. Я крещен, но я не церковный. Это не церковный фильм. Это фильм о людях и для людей".

На самом деле авторы фильма необыкновенным образом поместили в монастырский декор собственные взгляды и мысли.

Здесь испытала свое утверждение та первобытная вера в Бога из-за чудес, где священник-старец важнее Христа и которую Достоевский выставил на посмешище. Несомненно, есть и другие элементы, которые могли бы беспокоить, если бы фильм соответствовал критериям духовности. На первое место можно было бы поставить вопрос о свободе человека, который ведь так справедливо волновал русских. В фильме духовная жизнь и преображение старика Анатолия начинается так, как никогда не должно было быть – с несвободы. Анатолий, независимо от его участия, был вытащен из грязи и принесен монахами в монастырь, онемевший и без сознания. На этом сюжет фильма заканчивается и продолжается в 1976 году, теперь уже с Анатолием в роли священника, который продолжает распространять ту же несвободу. Священство, претендующее на власть над человеческими душами, превращает свободу в рабство, а любовь в страх или ненависть.

То же самое и с людьми, которые приходят к Анатолию за порцией «чудес». Первая – молодая женщина, пришедшая получить благословение на аборт. Анатолий отказывается дать ей такое благословение и по дороге говорит, что никогда не женится. Конечно, не оспаривается, что он не дает благословения, но оспаривается то, каким образом он это делает, демонстрируя абсолютную власть над человеческой душой. В другой сцене он сообщает пожилой даме, что ее муж не умер, а находится во Франции, и приказывает ей против ее воли продать все, что у нее есть, и уехать во Францию. Приведем еще один важный пример: Анатолий исцеляет мальчика своими молитвами, а затем буквально похищает ребенка у матери, чтобы причастить его. Как будто в каком-то другом храме или в городе причастие имеет «более слабый эффект», поэтому мальчику приходится причащаться только у него! Можно сказать, что причастие здесь понимается как вторая часть процедуры исцеления.

В конце фильм имеет мелодраматический поворот, потому что друг, который, как думал Анатолий, убил его, по какой-то странной случайности выжил и приходит к нему в монастырь. Затем Анатолий испытывает облегчение и мирно умирает. Это событие не только «смягчило» сюжет фильма, но и разрушило всю киноконцепцию покаяния. То, что произошло в Анатолии много лет назад, было убийством товарища, несмотря на то, что этого удалось избежать по чистой случайности. Мир и радость ему, как христианину, может принести только прощение от Бога, а не случайная встреча с ничего не подозревающей жертвой.

Отказ от разума

Образ монашеской жизни отца Анатолия можно было условно назвать юродизмом – отказом от разума и человеческих норм ради Бога. Это также было источником вдохновения для величайших русских писателей, таких как Пушкин, Достоевский, Толстой, или таких художников, как Суриков. Из множества «людей» настоящих мало. Небольшое число было канонизировано в Русской Церкви, тогда как ни один не был канонизирован в Сербской Церкви. В фильме речь идет об условно-досрочном освобождении, потому что этот христианский подвиг показан очень противоречиво, так как главный герой то «сумасшедший», то «мудрый старик».

Самым ярким в фильме является главный актер, исключительный и необычный Петр Мамонов. Это человек, который является легендой российского андеграунда. Печатник по профессии, он начал заниматься музыкой в ​​начале восьмидесятых. Он является зачинателем одного из русских музыкальных направлений под названием «Русская народная галлюцинация», сочетающего в себе музыку, поэзию и театр.

Церемония идолопоклонства

Петр Мамонов известен своей честностью и открытостью, что было продемонстрировано во время вручения премии «Золотой орел» за лучший фильм года. Верный себе, он вышел одетый в вязаную куртку, джинсы и кроссовки перед переполненным залом высоких гостей в вечернем туалете. Этот порядок гламура, слегка взвинченной атмосферы и бесконечно длинных слов благодарности был нарушен Мамоновым, который подверг высоких гостей "шоку" своими словами критики, затрагивавшей и государственную политику. Позже эта часть его выступления была подвергнута цензуре, поэтому российские телезрители не имели возможности ее увидеть. Свою речь он начал со слов благодарности, но вопреки протоколу, вместо бессвязных слов в адрес ученых, богатых гостей и прекрасных дам, Мамонов поблагодарил Бога и народ.

Мамонов тогда раскритиковал некоторые моменты, связанные с самим фильмом, и назвал всю церемонию идолопоклонством. Он особо упомянул атмосферу нездоровой коммерческой наживы, созданную вокруг фильма. Трудно избавиться от этого впечатления, учитывая, что «Остров» находится на втором месте по зрительской аудитории, сразу после рождественского обращения президента Путина. Создались своеобразные коллективные чувства, которые трудно назвать покаянием, хотя они имеют схожую форму. Настоящее покаяние – это всегда личное движение, а не коллективное. Насколько прав Мамонов, когда говорит о создании такой нездоровой атмосферы, видно на одном небольшом примере. А именно, на официальном сайте «Острва» людям предлагается публично заявить о своих грехах, которые затем обсуждают другие. Существует даже возможность электронного «покаяния».

Интересно, что часть такой коллективной атмосферы перетекла и в эти края нашей страны. Фильм на дисках быстро распространялся из рук в руки, почти как Священное Писание, в тех кругах, которые ориентированы на церковь.

rss